Методологические основы изучения социального самочувствия.
Огромное значение в функционировании социального самочувствия приобретает социальный престиж — соотносительная оценка индивида, социальной группы или социального института, которая разделяется членами этих сообществ на основании существующей системы ценностей. Это сугубо индивидуальное отношение к материальным и духовным ценностям, к вещам и предметам, которые делают людей богаче или беднее. Причем, порой ценностные индикаторы могут быть глубоко скрыты за внешними материальными атрибутами, общепринятыми, но не присущими этому человеку суждениями. На формирование престижных оценок влияют как формализованные позитивные санкции (одобрение официальных структур власти, в том числе и экономических, доступ к почетным функциям и т. п.), так и неформальные позитивные характеристики, главным образом, выражаемые посредством признания заслуг и авторитета, похвалы, поддержки и содействия. [17, с. 110]
Для социологов важен тот факт, что средствами выражения и фиксации престижных оценок выступают особые знаки отличия или символы престижа. Роль последних выполняют самые разнообразные элементы социальной среды, культуры, а также разнообразные стилевые особенности поведения (профессиональный жаргон, обладание определенными манерами, фасон одежды и т. д.). Символы социального престижа ассоциируются в сознании людей с усвоенными ранее стереотипами определенной группы или института, играют важную информационную и социально-регулирующую роль в упорядочивании взаимодействия людей не только в обычной общественной жизни, но и в сложных и нестандартных ситуациях. [31]
Следующей ступенью при разработке и обосновании показателей социального самочувствия могут быть выделены социальные ожидания и социальные притязания.
Социальные ожидания, прежде всего, связаны с тем, как, каким образом и при помощи чего человек, группа, слой, институт могут добиться желаемой ими цели, реализовать идеалы. Данные требования сравнительно легко подвергаются социологической интерпретации так же, как и ожидания — прогнозы на то, как будет реагировать общество на их возможные действия, насколько общество будет содействовать их ориентациям, целям и надеждам. [3]
Социальные ожидания присуще всем людям. В своем исследование мы попытались выяснить какие социальные ожидания присуще выпускникам вузов проживающих в ЗАТО и что на наш взгляд является одним из самых главных, оправдались ли эти ожидания. Ведь именно от степени реализации социальных ожиданий зависит социальное самочувствие индивида.
Социальные ожидания различаются по степени обобщенности, ясности, согласованности между собой. Однако социологические исследования нередко фиксируют противоречивость социальных ожиданий, проявляющуюся в непоследовательности поведения людей, в непредвиденности их поступков, а иногда и трудно объяснимых парадоксах.
Высшей формой социальных ожиданий, на наш взгляд, выступают социальные притязания, когда человек, группа, институт не ограничивается провозглашением своих установок, а стремится более активно реализовать их в форме непосредственно ожидаемого результата. Социальные притязания, как правило, имеют два варианта своего проявления. Первый, когда в отличие от ожидания, зачастую пассивного, социальное притязание проявляется в стремлении добиться от общества удовлетворения своих прав или в предъявлении этих прав для получения определенных социальных результатов. Например, молодые специалисты, имеющие свое дело или занимающиеся журналистикой.
Второй вариант характеризует стремление добиться одобрения со стороны других лиц, институтов, организаций, своих действий, своего поведения. Например, лица с высшем образованием приживающие в ЗАТО работающие по специальности и добросовестно выполняющие свою работу.
Социальные притязания могут носить созидательный характер, когда стремление добиться чего-то олицетворяет реализацию прав и свобод человека, группы, организации. [27, с. 22]
Заключительным блоком вопросов, характеризующих завершенность представлений о социальном самочувствии, является социальная позиция. Она включает в себя те намерения, которые готов реализовать человек, группа, институт, а также их убежденность в правомерности своих ожиданий и притязаний. На этом этапе важным моментом становится мировоззренческий компонент, а также проблема убежденности, готовности реализовать желаемые личные и общественные цели. Конечно, социальная позиция может быть ярко или слабо выражена, четко или нечетко определена.
Показателями, характеризующими социальное самочувствие, могут быть осознаваемые или неосознаваемые возможности духовного развития, раскрытия потенциала самопознания, потребностей общения, понимания и признания, что, в конечном счете, дает возможность людям самовыразиться и самоутвердиться, что, как правило, и формирует еще один блок показателей — готовность к действию, к превращению социального самочувствия в активное начало.
Полезные статьи: