Методологические основы изучения социального самочувствия.
При эмпирическом исследовании данного социального феномена целесообразен также учет воли, упорства и настойчивости в реализации целей, стойкости и последовательности в отстаивании мировоззренческой позиции. Именно на этапе осуществляется процесс саморегуляции, который предусматривает свое осуществление не только на уровне личности, но и на уровне других социальных образований. Внешними индикаторами этого процесса являются показатели активности личности, как в сфере труда, так и в сфере быта, досуга, в организации свободного времени и отдыха. [16, с. 18]
Например, как выпускники вузов добиваются чего-то в пространстве «закрытого» города. Как они проводят досуг. Надо сказать, что пространство ЗАТО не предлагает особого разнообразия в способах проведения свободного времени и отдыха. И то, как выпускники вузов решают этот вопрос, является одним из важных показателей той социальной позиции, которую они заняли. А если смотреть более широко, то и социальным самочувствием выпускников вузов проживающих в ЗАТО.
И, наконец, говоря о структуре и показателях эмпирического исследования социального самочувствия, следует одновременно, на наш взгляд, использовать такие критерии и показатели, которые расшифровывают логическое требование: соответствует или не соответствует социальное самочувствие той объективной социальной ситуации, в которой находится индивид, группа или масса людей
Можно ввести показатели влияния социально-экономических, общественно-политических и духовных, факторов на социальное самочувствие, то есть использовать их как базу, которая создает общую основу для социального самочувствия, и как показатель обратного их воздействия на его динамику и состояние.
Таким образом, социологический феномен социального самочувствия характеризуется комплексом показателей, отражающих отдельные социальные и социально-психологические стороны его проявления (блок показателей, определяющих само самочувствие), и блок показателей, характеризующих социальную среду, социальные условия (объективные и субъективные), в которых раскрываются или не раскрываются интересы индивидов, групп и масс людей. [3]
Социальное самочувствие — это массовые настроения, ожидания, чувства различных групп населения. Это отношение людей к разным сторонам жизни, и выражается оно в устойчивых мнениях, оценках социальных явлений, в степени удовлетворенности своей жизнью. Социологические опросы дают возможность выявлять массовые оценки, настроения, ожидания населения и отслеживать их изменения. [31]
Исследование показало, что самочувствие выпускников вузов во многом зависит от материально-экономических факторов, материального положения. Однако самочувствие связано не просто с величиной дохода, а с тем, как такой доход соответствует, с точки зрения человека, его потребностям и представлениям о достойной жизни. Степень этого соответствия или несоответствия во многом определяет социальное самочувствие человека.
Но социальное самочувствие выпускников вузов выражается не только через оценку материального положения и уровня дохода, но и через эмоциональную реакцию на условия своей жизни, через доминирующие чувства, настроения. Социальное самочувствие выпускников вузов проживающих в ЗАТО оценивалось по двум основным аспектам: удовлетворенность условиями жизни (оценка удовлетворенности потребностей физического существования) и социально-психологический комфорт (оценка удовлетворенности потребностей социального существования). Помимо собственно оценки «удовлетворенности условиями жизни» и «социально-психологического комфорта» социальное самочувствие дает представление о степени социальной активности населения.
Анализ социального самочувствия не возможен без учета структуры социальных ценностей, сформировавшихся у выпускников вузов в данный период времени.
Большую роль при изучение социального самочувствия играют ценностные ориентации, которые представляют собой осознание человеком или общественной, группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.
В ценностных ориентациях опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, которые, в конечном счете, определяются системой экономических, политических и культурных отношений данного общества. Ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов формирования и реализации жизненных планов людей, выбора профессии, социальной ориентации.
Система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений.
В любом случае ценности должны быть стабильными в течение достаточно большого промежутка времени. Индивид может ориентироваться на ценности, если они выдержали испытание временем. Общество также должно иметь стабильные и всеобщие ценности, в противном случае возникает коллективная дезориентация, которая ведет к конфликтной блокаде активности и неуверенности его членов. Так же как отдельная личность меняет свои ценностные ориентации на основе опыта жизни, так могут меняться и масштабы ценностей общества. В обоих случаях это должно произойти медленно и постепенно.
Полезные статьи: