Особенности организации медицинского страхования в зарубежных странах
В рамках этой модели каждый человек имеет возможность выбрать конкурирующего страховщика на основании решения об оптимальном соотношении величины страховых взносов и объема и качества предоставляемых медицинских услуг. Таким образом, потребитель может выбрать медицинское учреждение не напрямую, а опосредованно - через страховщика, поскольку клиент должен обращаться за помощью только в те учреждения или к тем врачам, которые предусмотрены программой страхования. При этом любое обращение должно быть санкционировано лечащим врачом амбулаторного звена.
Недостатки модели: отбор рисков страховщиками, зависимость от платежеспособности клиентов, несправедливость и неравенство для различных социальных групп населения. Именно поэтому данная модель не нашла распространения в европейских странах. Модель государственного контракта основана на государственной системе здравоохранения и предполагает оплату медицинской помощи, скорее, за счет общих налогов, нежели за счет специальных страховых взносов. Учреждения здравоохранения и фонды здравоохранения (даже если это страховые фонды) в этой модели практически не конкурируют. Покупателем медицинских услуг выступает государство, заключающее с медицинскими учреждениями соответствующие договоры. При этом нередко оплата работы учреждения зависит от ее объема и качества.
Недостаток модели заключается в том, что фонды здравоохранения является пассивными плательщиками расходов медицинских учреждений. Тем не менее свобода выбора пациентом учреждения стимулирует последних повышать эффективность и качество своей работы. Но пациент в этой модели не имеет возможности выбрать страховщика, так как он только один.
В результате решения проблемы обеспечения эффективности работы всей системы здравоохранения на макроуровне становится функцией государства. В связи с тем что эта модель обязательна для всех, она может стать хорошей основой для перехода к всеобщему обязательному медицинскому страхованию, обеспечивая равноправие и солидарность всех застрахованных.
В различных вариантах эта модель сейчас встречается в Германии, Нидерландах, Великобритании, Бельгии и ряде других стран.
История обязательного медицинского страхования в Германии начинает отсчет с 1983 года. Сегодня обязательное медицинское страхование входит в пакет, так называемого, «социального страхования». На сегодняшний день в Германии действует четыре вида социального страхования, а именно: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Взносы на социальное страхование устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда и составляют, в среднем, для пенсионного страхования - 18%, медицинского - 13%, от безработицы - 6%. Страхование от несчастных случаев на производстве осуществляет работодатель, и взнос зависит от степени риска. Взносы по пенсионному, медицинскому страхованию и страхованию от безработицы выплачиваются ( по данным, которыми мы располагаем) на 50% работодателем, на 50% работником. Взносы платятся при доходе больше 500 ОМ в месяц. Предельная сумма, с которой берутся взносы, 6000 ОМ в месяц. Социальное (обязательное) медицинское страхование предусматривает:
• диагностику и профилактику заболеваний;
• лечение в амбулаторных и стационарных условиях;
• снабжение лекарствами и вспомогательными средствами при амбулаторном и стационарном лечении;
• выплату пособий в связи с временной утратой трудоспособности (до 6 недель оплачивают работодатели)
• выплату пособий на прерывание беременности, по материнству, по смерти и т.д.
Взнос работающего обеспечивает страхование самого работающего и неработающих членов его семьи, при этом, неработающие члены семьи обязаны застраховаться в той же больничной кассе, в которой застраховался работающий. В обязательном страховании взнос не зависит от количества детей в семье. В структуре застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (по нашим данным это 92% населения) 44% составляют работающие , 27% - члены семьи, 21% - пенсионеры. Пенсионеры выплачивают 1/3 страхового взноса, а 2/3 выплачивает пенсионный фонд, который формируется из текущих поступлений на основании договора поколений (в отличие от США, где работающие формируют пенсионные фонды для себя).
Обязательное медицинское страхование (ОМС) осуществляют некоммерческие страховые организации – больничные кассы (БК). Это независимые организации, находящиеся на самоуправлении, структура которых определена законодательно. БК управляется собранием представителей, включающим 50% работодателей и 50% работников. Собрание представителей избирает Правление и Президента. Президент назначает управляющего. На местном уровне, для местных больничных касс, собрание представителей избирается из представителей владельцев и работников застрахованных предприятий. На федеральном уровне собрание представителей избирается для больничных касс, имеющих федеральное подчинение («эрзац-кассы»), Собрание представителей устанавливает размер страховых взносов. В зависимости от состава и дохода застрахованных разброс составляет от 9 до 15% от фонда оплаты труда. При этом, в наиболее невыгодном положении оказывается местная (территориальная) больничная касса, которая обязана застраховать всех. Остальные больничные кассы - это кассы для моряков, сельскохозяйственных работников, горняков. «Эрзац - кассы» отбирают застрахованных по профессиональному принципу. В настоящее время в Германии действует около 1200 больничных касс.
Полезные статьи: