Современные этнические проблемы
Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм.
Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания.
В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие.
Наибольшее развитие в отечественной социологии получила концепция этноса Ю. Бромлея.
Бромлей определял этнос
как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Исторические типы этноса:
1. Род
– форма общности людей, основанная на кровном родстве.
2. Племя
– объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе.
3.
Народность
– форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы.
4. Нация
– тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Признаки нации, отличающие ее от народности:
1) унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;
2) развитие профессиональной культуры и искусства;
3) формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономической общности в рамках своих национальных государств.
Каждая новая ступень развития этнических общностей представляет собой более высокую ступень развития культуры общества, охватывает большее число людей и в этом смысле содействует в большей мере их объединению и в целом устойчивости общества.
Подход Ю. Бромлея показывает, что этнические общности существовали изначально и формируются естественным путем в силу схожести составляющих единиц. Современные западные концепции уделяют основное внимание таким сложным образованиям как нации, и акцентируют внимание на том факте, что этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического в современном мире сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания. В рамках данных концепций выделяют конструктивистскую и психологическую теории.
Конструктивистская теория
(Э. Геллнер) - предполагает, что этнические общности возникают не в результате естественноисторического процесса, а представляют собой продукт деятельности интеллектуальной элиты, целенаправленно формируемое объединение людей вокруг какого-либо ключевого символа (языка, мифа об общем происхождении, исторической памяти и т.д.) Нации и этнические общности целенаправленно конструируются. Этнос – это объединение людей, которое целенаправленно формируется государством, интеллектуальной элитой для реализации экономических, культурных, политических и других интересов.
Полезные статьи: