Глобальные социальные проблемы и будущее человечества
Гениальный французский мыслитель Клод Анри де Сен-Симон, стоявший у истоков возникновения социологии, выдвинул идею, что история человечества проходит три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Эту идею повторял и Огюст Конт, работавший в молодости его секретарем. На первой, теологической, стадии человеческий ум пытался объяснить явления действительности воздействием сверхъестественных сил, бога; эта стадия характеризовалась господством религии как в общественном сознании, так и во всех социальных процессах. На второй стадии окружающая действительность объясняется с помощью абстрактных рассуждений, имеющих иногда верный, но слишком общий характер. На смену второй, как предполагалось, придет следующая, позитивная стадия развития общества, которой будут свойственны положительные научные знания. Эта идея, в основном, правильно отразила историю человечества через изменение роли общественного сознания в ней и его различных видов.
Согласно приведенной периодизации можно сказать, что ныне человечество находится на этапе перехода от второй к третьей стадии. С началом научно-технической революции все больше возрастает роль науки в социальном развитии. В XX в. происходит переход от социальной философии к социологии, который будет продолжаться и в настоящем столетии. Социология, как и любая теория, анализирует, объясняет свой объект и его развитие, что является ее важнейшей функцией. Она, изучая социальные проблемы, находит пути их решения, прогнозирует будущее.
Можно выделить следующие основные подходы к предвидению будущего: теологический, художественный, гипотетический, утопический, социологический. В настоящем всегда присутствуют элементы как прошлого, так и будущего. Теологическая стадия развития общества, если исходить из приведенной выше идеи Сен-Симона, ушла в прошлое. Но в то же время вера в сверхъестественные силы, в религиозные догмы и мифы до сих пор оказывает воздействие на общественное сознание, на чувства и взгляды о будущем людей, исповедующих ту или иную религию. Особое место отводится предвидению в буддизме, который некоторые исследователи считают как религией, так и философией.
Если теологический подход к предвидению будущего основан на вере в сверхъестественное, то художественный – на фантастике с использованием художественных образов. Этот вид предвидения выражен в народных сказках, в произведениях писателей фантастов, в научно-фантастической литературе. Вспомним интересные книги Жюль Верна, «Машину времени» Герберта Уэллса или «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова и др.
В научно-фантастической литературе последних лет все чаще затрагивается экологическая проблема, которая представляется как негативная сторона научно-технической революции, обусловленная, в значительной мере, современным типом социального взаимодействия и неразумным, самоубийственным типом хозяйствования. Ныне все в больших масштабах идет загрязнение воздуха, воды, возрастает угроза для почвы и для лесов, происходит радиоактивное загрязнение и т. п. Опасность, таящаяся в абсолютизации технического прогресса и возможной утрате взаимосвязи людей и природы, убедительно раскрыта в книгах Станислава Лема «Возвращение со звезды», Пьера Буля «Планета обезьян» и др.
В научной фантастике используется гипотетический подход к предвидению, который имеет место и в научных работах. Гипотеза – научное предположение, широко применяющееся и в социологических исследованиях. Оно подвергается проверке (подтверждается или отвергается, часто уточняется) в процессе их проведения. Но гипотезу о возможном варианте будущего подтвердить или опровергнуть эмпирическими исследованиями невозможно. Гипотетический подход или способ предвидения исходит из должного, когда воспроизводится один из возможных вариантов развития, связанный с односторонним выпячиванием одной из тенденций.
С начала научно-технической революции, которая ведет к интеграции, глобализации, усиливаются противоречия между обществом и природой. В ходе общественного прогресса непосредственная зависимость людей от природы уменьшается, но опосредованная зависимость их от природы все более возрастает. Современные люди, по сравнению с предыдущими поколениями, жившими до НТР, все больше зависят от исчерпывающихся запасов земных недр, от экологических, точнее социально-экологических проблем, ибо последние являются результатом деятельности людей. В последнее время все более настойчиво ученые говорят о глобальных проблемах современности. Их сущность обусловлена единством человечества, ограниченностью его местопребывания на планете Земля и имеет конкретное социальное содержание, связанное с социально-классовой структурой общества.
Полезные статьи: