Возрастные аспекты суицидологии
В пожилом возрасте кризис вызывают, прежде всего хронические и опасные для жизни заболевание, хронические боли, ограничения самостоятельности и потеря близких людей. Поскольку они доминируют в сознании человека, то они и определяют содержание психотерапии. У пожилых людей снижается способность к решению новых когнективных проблем. Медленно перерабатывается информация, ухудшается внимание и память, быстро наступает усталость. В связи с этим цели психотерапии ограничиваются стабилизацией психических ресурсов, необходимых для переработки острого личного кризиса.
Поведенческая терапия, прежде всего, направлена на восстановление или усвоение навыков и умений, необходимых в повседневной жизни. Для повышения чувства самоконтроля у больных с хроническими болями применяют: а) ведение дневника, фиксирующего боли за день), отслеживание ситуаций, в которых боли воспринимаются сильнее или слабее. в) обучение техникам, уменьшающим фиксацию внимание на боли, так что они меньше мешают человеку житью.
Поведенческая терапия пожилых пациентов основана на классических работах, Питера Левинсона при этом учитываются возрастные особенности больных. Психотерапевт оставляет себе роль эксперта в области методов психотерапии и подчёркивает, что пациент лучше разбирается в собственных переживаниях и своих возможностях. Пациенту объясняют связь депрессии с бездеятельностью и указывают, что приятные виды деятельности повышают настроение. Первое задание должно быть максимально простым, чтобы гарантировать его успешное выполнение. Затем вместе с пациентом разрабатывается детализированный и последовательный план действий. План составляется в письменной форме, с указанием конкретного места и времени действия. Впоследствии пациент отмечает в этом плане выполненные задания. Чтобы облегчить пациентам осознание связи улучшения настроения с приятными событиями и адоптивными поступками, ему предлагают вести краткий дневник с описанием динамики настроения и его оценкой по школе депрессии. На терапевтической сессиях пациент вместе с психотерапевтом анализирует все имеющиеся данные, что бы убедиться в связи своего поведения и настроения. В результате он делает самостоятельный вывод о возможности влиять на своё настроение, и это возвращает ему утраченную уверенность в самом себе и завтрашнем дне.
Когнитивно-поведенческая терапия пожилых больных депрессией также имеет свои возрастные особенности. Фокус терапии смещается с принципа « здесь и сейчас» на анализ жизненного пути. Большое значение придаётся побуждению пациента активной деятельности. Предполагаемое действие вначале обсуждается с пациентом, затем он выполняет его мысленно, обращая внимание на возникающие препятствия. Далее разрабатывается план преодоления этих препятствий. При этом выявляются иррациональные ожидания плохого отношения окружающих и катастрофических последствий определенных событий. Эти ожидания обусловлены не только депрессией, но и социальными стереотипами мировосприятия, характерными для старости. Такие установки не оспариваются, но и подвергаются сомнению и постепенно заменяются рациональными. В качестве подкрепления используется реальная проверка фактов с помощью регистрации их в дневнике и последующего обсуждения с психотерапевтом.
Интерперсональная психотерапия депрессии у пожилых больных особенно важна, поскольку многие из них жалуются на своё одиночество, но при этом ведут себя при общении так, что окружающие начинают их избегать. Во время диагностической стадии психотерапии следует определить, какие факторы являются ведущими в происхождении депрессии у пациента. Это может быть горе вызванное потерей близкого человека; смена социальной роли; дефицит общения; межличностный конфликт.
В. Франкл пишет: « итак с точки зрения психолога, не слишком важно, молод человек или стар. И если стар, то насколько; гораздо более важен вопрос, заполнены ли его время и душа тем делом, которому данный человек может посвятить в данный момент свою жизнь; сумел ли человек, не смотря на свой возраст, сохранить тягу к радостной, наполненной событиями жизни, ибо говоря словами поэта, «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». И совершенно не имеет никакого значения, связана ли деятельность человека, дающая ему осознавание смысла собственного бытия, с денежным вознаграждением, или нет. С точки зрения психологов, основополагающим и, можно сказать, решающим является вопрос, который заключается в том, пробуждается ли эта деятельность в человеке, несмотря на его преклонный возраст, сильное желание быть - быть для ого – то или для чего – то».13
Полезные статьи: