Основная часть
Усугубились последствия войн, от которых страдает в основном мирное население. Это обусловлено, во-первых, процессом урбанизации, сосредоточием основной массы населения в городах. Во-вторых, увеличились возможности дальнодействия оружия, прежде всего ракетного и авиационного, что позволяет не только ускорить разгром армейских группировок, но и расшатать тыл. И, наконец, исторический опыт войн XX века показывает, что растет удельный вес боевых действий в городских условиях. Например, в результате атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки погибло около 500 тысяч человек.
Современные войны приобретают все больше террористический характер. Так, удельный вес жертв мирного населения составил в первой мировой войне 5% от всех погибших, во второй мировой - 50%, в войнах в Корее - 84%, во Вьетнаме - около 90%. Что касается военных действий в Чечне, то там по предварительным данным погибло до 95% мирного населения от общих людских потерь.
По мере развития исторического процесса изменялись и взгляды мыслителей, ученых и политиков на проблемы войны и мира. Имеющиеся источники позволяют проследить развитие научных представлений о причинах возникновения войн, их месте и роли в функционировании общества от мифологии, сочинений мыслителей античного мира и гуманистов XVI - XVII веков. Современные теории и концепции дают достаточно четкое понимание источников и причин возникновения войн, их сущности и характера. При этом идет постоянный процесс углубления этих представлений с учетом особенностей нашего ядерного века, тех глобальных социально-экономических и политических процессов, которые происходят ныне на планете.
В подходах к проблемам войны господствуют две основные концепции, которые принято делить на буржуазную и марксистскую Представители первой рассматривали войну как благо, фетиш, «лекарство», способное исцелить человечество «Война, - писал О Бисмарк, - есть нравственное лекарство, которым пользуется природа, когда не хватает остальных лекарств, чтобы вернуть людей на настоящий их путь». Известный немецкий философ - диалектик Гегель считал, что «война способствует нравственному оздоровлению народов война не допускает нравственного застоя, к которому неминуемо привел бы вечный мир». Немецкие военные теоретики и философы практически повторяют друг друга слово в слово Возникает своего рода воинствующая философия «Война, - писал Лаер, является одним из могущественных и быстрейших цивилизаторов народов ». Суть знаменитого труда К фон Клаузевица «О войне» выражена основной мыслью война « есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами», война - « не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами».
Вооруженное насилие как форма социальной силы исторически всегда выступало средством реализации политики господствующего класса как внутри государства, так и в системе международных отношений И сегодня оно оказывает влияние на формирование как военной политики и военной науки в государстве, так и ее вооруженных сил На протяжении веков военные науки и теории, созданные в различных странах, активно изучались и внедрялись в вооруженные силы России. Труды таких деятелей, как Макиавелли, Гегель, Бисмарк, Леваль, Людендорф, Фош и других, переводились на русский язык и становились достоянием русской общественности. Они читались и изучались русским офицерством. Особенно усердствовала в этом отношении российская военная наука и практика в период с 1800 по 1912 годы. В военных трудах превозносился культ Наполеона и Бисмарка, Клаузевица и Мольтке. Книги западных теоретиков переиздавались десятки раз, их военные идеи внедрялись в военную политику, военную науку, военное строительство и военное искусство России. Авторитет их считался непререкаемым, а идеи - вне критики. Серьезные русские военные ученые, такие как Г.В. Жомини, Н.П. Михневич, А.Н.Петров, А.А. Свечин, А.М. Зайончковский также считали авторитет западных ученых непререкаемым. В связи с этим целесообразно привести определение войны, которое дано в русской военной энциклопедии начала века: «Война есть приложение в жизни человеческих обществ всемирного закона борьбы за существование, определяющего жизнь и развитие всего органического мира. Она есть более нормальное явление в жизни общества, чем мир. Война - это та специфическая функция, посредством которой одна культура, высшая, побеждает другую, низшую».
Полезные статьи: