Социологические исследование восприятия системы образования среди старшеклассников школ г. Череповца. Диагностика критериев и показателей отношения старшеклассников к итоговой и вступительной аттест
Респонденты МОУ СОШ №12-учащиеся не только10-го, но и 11-го класса. В этом году большинству из них предстоит сдавать выпускные и вступительные экзамены, поэтому им эта тема наиболее близка. Ответы респондентов МОУ СОШ № 12 представлены на рисунке.
Появился немалый процент негативных ответов как следствие повышенной тревожности. Например: ИВА - это плохо, это трудно, это проблемы. Но больше всего поразил такой ответ: ИВА - это время коту под хвост. Данный ответ респондента говорит о том, что для некоторых учеников ИВА неважна, они считают, что от нее ничего не зависит, а просто они потратят своё время и силы бесполезно. Вместе с тем есть и позитив: ИВА -это улучшение своей дальнейшей жизни, это оценка для поступления в университет, т.е. способ социализации. Можно сделать вывод, что часть старшеклассников довольна системой образования и считает, что ИВА поможет им в жизни. Не обошлось и без нейтрального отношения к данной проблеме. Некоторые ученики отвечали: ИВА- это оценка знаний за промежуток времени, баллы за экзамен. Сравнивая ответы десятиклассников и одиннадцатиклассников, можно придти к выводу, что чем ближе ученик к ИВА, тем больше отрицательных компонентов он в ней замечает, т.к. повышается уровень ответственности за свою судьбу.
Респонденты МОУ СОШ №9- учащиеся 11-го класса. Их ответы отражены на нижеследующем рисунке.
Часть старшеклассников понимает важность ИВА и именно поэтому отвечали, что ИВА - это важное событие, требующее большой подготовки, это оценка знаний, от которой зависит будущее, начало новой жизни, осознанная необходимость, период вступления во взрослую жизнь. Это значит, что, пусть и небольшая, часть учеников серьезно подошла к этой проблеме и понимает её трудности. Очень интересным был ответ, что ИВА - это «моя голова», это является показателем того, что ученик осознает, что только от него зависит его дальнейшая судьба. Это позитивное отношение к данному вопросу, но, конечно же, присутствует и негатив. Часть старшеклассников ответили, что ИВА - это нервы, это лишние барьеры на пути к дальнейшему образованию, это издевательство над учениками - данные ответы говорят о том, что ими владеет страх и неуверенность из-за низкого уровня знаний. И естественно присутствует и нейтральное отношение к проблеме, это относится к тем ученикам, которые отвечали, что ИВА - это проверка и подтверждение своих знаний.
Одним из методов исследования, который подтверждает валидность (точность) предыдущих методов, я считаю использование одной из форм социологического опроса - это интервьюирование. Оно позволяет определить личное отношение каждого респондента в частности. В ходе исследования я задавала вопросы о формах итоговой и вступительной аттестации. Было задано три вопроса, раскрывающих данную проблему, её актуальность и пути решения, а именно:
1)Считаете ли вы, что ЕГЭ как форма ИВА затрудняет поступление в ВУЗы?
Полезные статьи: