Клиент как объект в социальной работе
Клиент социальной службы является особой категорией, стать клиентом нелегко. Ведь человеку приходиться приносить в жертву очень многое: независимость, свободу, самостоятельность, значимые связи, привычки, наклонности, прочно удерживающие его в той системе отношений, которые представляются ему единственно возможными. Как утверждает К. Юнг, «каждый из нас несёт в себе форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой » [2, с.72]. На роль клиентов легко соглашаются люди только очень зависимые, недееспособные, с ограниченными возможностями, а также несостоятельные, которым трудно играть свою собственную роль. Остальные всячески противятся и тяжело переживают своё вхождение в этот статус, с одной стороны испытывая стыд, депрессию и даже стресс, а с другой – пытаясь добиться, чтобы их оставили в покое. Это свидетельствует о том, что не каждый человек может принять на себя роль клиента, занимая ту или иную позицию во взаимодействии с клиентом.
Очень многие люди осваивают статус клиента только постепенно. До того, как они принимают решение стать клиентом, общение с ними относится к разряду затруднённого, ибо неясной остаются сама по себе проблемная ситуация, возможные цели и задачи планируемого взаимодействия. Любое «излечение» (взаимодействие) начинается с того, что сам «больной» (клиент) в какой-то момент признаётся себе, что болен (нуждается в помощи специалиста). И когда это происходит, он хочет, чтобы с ним обращались уважительно, терпимо, доброжелательно, на равных [1, с.47]. Рассмотрим определения понятия - клиент с точки зрения социальной работы:
Клиент – лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта и др. [18, с.29]. Данное определение даёт понять, что клиент это любой субъект, имеющий проблемы, нуждающийся в помощи различных специалистов и ищущий эту помощь. Однако данное определение не даёт чёткой формулировки, какую позицию по отношению к специалисту занимает клиент.
Рассмотрим ещё одно определение понятия клиент. Клиент – социальной службы – гражданин Российской Федерации, иностранного государства или лицо без гражданства, находящееся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются услуги [22, с]. Согласно этому определению в центре внимания социальных работников либо лицо, имеющее проблемы с адаптацией в обществе и предлагает интеграцию его в уже существующую систему.
Это позволяет сделать вывод, что в социальной работе понятие клиент используется как синонимы понятий «нуждающийся в помощи», «ищущий помощь», «затронутое (причастное) лицо», «адресата», «пользователь», «действующее лицо». Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.
В социальной работе имеются два вида клиентуры: добровольная и обязательная.
Добровольная клиентура основана на свободном волеизъявлении лица, которое имеет социальную проблему и доверяет её решение специалисту. Однако добровольность относится к понятию свободы только в правовом смысле. В другом отношении человек может находиться под реальным давлением, чтобы стать клиентом социальной службы, например, при принудительном лечении.
Обязательная клиентура определяется административным или правовым порядком путём формального правового акта. Отношение между специалистом и клиентом является правовыми отношениями. Например, специалист по социальной работе, назначенный опекуном, осуществляющий патронаж, оказывающий помощь условно осуждённому или осуществляющий надзор за приёмными детьми, является должностным лицом. Клиента и специалиста связывают юридическое, обязательное к исполнению задание. Специалист по социальной работе обязан по форме отчитываться перед инстанцией, осуществляющей надзор. Он не может сам освободить себя от своей должностной обязанности [7, с.71].
Полезные статьи: