Клиент как объект в социальной работе
Эта категория потенциально нуждающихся, или недобровольные клиенты. Люди, подпадающие под эту категорию, считают, что помощь им не нужна, а потому они не особенно стараются искать её. Твёрдое и окончательное решение о сотрудничестве они тоже принимают с трудом и не сразу.
Неблагоприятно складывающиеся взаимоотношения кандидатов в клиенты со службой, и особенно сопротивляющихся, можно отнести к разряду конфликтных. Наиболее явно конфликт начинает проявляться, когда представители социальных служб, олицетворяющие государство, берут на себя роль лидеров, посредников, старающихся смягчить ситуацию и предпринять попытки наладить контакты для взаимоотношений с потенциальными клиентами такого рода, т.е. вступить в переговоры с ними, чтобы сделать их клиентами на самом деле.
Отсюда следует, что важнейшая задача социальной работы – распознать и учитывать особенности социально значимых проблем потенциальных или реальных клиентов и одновременно определить источники их конфронтации со службой и нежелания наладить взаимоотношения с ней. Однако, выясняя причины сопротивления, специалисты, должны намечать и пути их преодоления, а значит, создавать условия, которые способствовали бы вхождению в статус клиента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствующие параметры жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям получении социальной помощи. Результаты изучения личностных обстоятельств индивида дают основание для реализации права на помощь. Однако осуществление находится в прямой зависимости от непосредственной договорённости между нуждающимися и социальной службой в лице её руководителя [9, с. 68].
В этом случае, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания - участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы адекватен тому или иному типу, предусмотренному российским законодательством, а Закон «Об основах социального обслуживания населения» трактует трудную жизненную ситуацию: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но как угрозу его возникновения. Согласно этому закону можно выделить следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, одиночество.
Когда специалист начинает работу с такими клиентами, которые, сами не просят и не хотят ни какой помощи, их квалифицируют как вынужденных клиентов. Клиентом им только предстоит стать, так как они усиленно сопротивляются любому воздействию. Скорее этих людей нужно считать объектом социальной работы. Но, для того чтобы это произошло, сначала необходимо получить хотя бы согласие людей на контакты со службой, а потом - на вступление с ней переговорный процесс, предполагающий продуманную тактику компромиссов, а значит значительных затрат времени и сил [17].
Всё сказанное позволят сделать вывод, что жизненная ситуация клиента социальной службы представляет собой динамическое явление, её трансформация обусловлена несколькими различными факторами, которые можно классифицировать следующим образом: факторы жизненного старта, естественно-культурная и социальная динамика, фактор образа жизни, фактор непредвиденных экстремальных обстоятельств, фактор субъектного произвола. Причём наличие трудностей не всегда ведёт к затруднению (соответственно субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудностей [9].
Полезные статьи: