Анализ подходов к семейной политике в современном мире. Основные направления реализации государственной семейной политики
Общественная необходимость государственной семейной политики обусловлена рядом факторов. Она является важнейшим социальным инструментом, стабилизирующим общество, снижающим социальную напряженность, способствующим гражданскому согласию.
Формирование и проведение семейной политики актуально в силу того, что сегодня необходимо смещение акцентов с последствий социального неблагополучия на устранение их причин. Укрепление семьи представляет начало развития данной стратегии.
Государственная, муниципальная и общественная поддержка семьи в рамках реализации региональной семейной политики должна основываться на следующих принципах [8].
1. Суверенность семьи. Соблюдение органами государственной и муниципальной власти суверенитета семьи, исключение из их деятельности какого-либо манипулирования семьей, вмешательства во внутренний мир семьи (за исключением случаев асоциального поведения семьи, административно или уголовно наказуемого поведения ее членов). Направление государственной поддержки семьи на содействие семейному функционированию, а не на подмену семьи в выполнении ее функций.
2. Равенство и доступность. Недопустимость любых форм дискриминации семей, независимо от их национальных, культурных, региональных различий, в ходе осуществления семейной политики. Доступность помощи всем нуждающимся в ней семьям.
3. Социальное партнерство. Утверждение субъект - субъектных отношений семьи и общества, равноправного партнерства и ответственного участия семьи в формировании и осуществлении семейной политики, регламентация взаимоотношений семьи и государства на уровне общественного договора, формулирующего взаимные права и обязанности.
4. Полисубъектность и единство целей. Отказ от монополии государственных органов власти и управления в проведении семейной политики при соблюдении единства целей федеральной и региональной семейной политики. общности усилий всех субъектов семейной политики.
5. Комплексность. Охват всех сторон жизнедеятельности и всех функций семьи, всех ее членов, обеспечение первичности решения проблем семьи как целого по отношению к решению проблем отдельных членов семьи.
6. Преемственность и приоритетность долгосрочных мер. Реализация долгосрочных программ, нацеленных на стимулирование потенциала семьи при сохранении и совершенствовании достигнутых социальных гарантий поддержки семьи.
7. Профилактическая направленность. Ориентация семейной политики на предупреждение негативных явлений, осуществляемая на основе анализа и прогноза развития ситуации.
8. Добровольность. Принятие семьей помощи со стороны государственных и иных органов, являющихся субъектами семейной политики, только на добровольных началах.
9. Обратная связь. Наличие и развитие прямой и обратной связи между семьей и органами государственной власти и управления.
10. Дифференцированный и адресный подход. Дифференциация помощи различным группам семей в соответствии с реальным положением каждой конкретной семьи.
11. Всесторонняя обоснованность. Правовое, экономическое, научное обоснование содержания семейной политики.
Эффективность поддержки семей может обеспечить комплексный подход к проблемам семьи, позволяющий устранить причины неблагополучия, а не его следствия, что означает всестороннюю поддержку нормально функционирующих семей, а не только нуждающихся, оказание им помощи в выполнении своих функций - жизнеобеспечения, воспитания и образования детей, социализации и адаптации их к условиям современного общества.
Приоритетная задача на современном этапе - защита наиболее уязвимых семей через систему пособий и социального обслуживания, но это одна из функций социальной политики, имеющая вспомогательный характер. Стратегическое направление - создание условий для повышения внутренних ресурсов семьи по самообеспечению, поддержанию здоровья и личностного развития своих членов, уходу за нетрудоспособными, их реабилитации и адаптации в обществе, противостояние асоциальному поведению, алкоголизации членов семьи [8].
Полезные статьи: