Анализ подходов к семейной политике в современном мире. Основные направления реализации государственной семейной политики
В структуре видов помощи муниципальная политика должна быть ориентирована на активные формы поддержки - дополнительное обучение, содействие в трудоустройстве, выделение кредитов на жилищное строительство, на семейное предпринимательство. Программно-целевой метод является наиболее эффективным методом решения рассматриваемых проблем.
Эффективная семейная политика предполагает системный подход к семье. В управлении вопросами семейной политики реализуется межведомственный подход - координация разработки и практического осуществления семейной политики.
Особое значение имеет формирование новых методологических основ семейной политики, направленных на поддержку и укрепление, восстановление и развитие внутреннего потенциала семьи, обеспечение ее нормального функционирования в обществе, выполнение широкого спектра значимых функций, адекватную адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Принципиально новым в разработке семейной политики является ее ориентация на оказание прямых социальных услуг прежде всего через разнообразные социальные службы (медико-социальные, психологические, педагогические, социально-правовые), что предполагает наличие подготовленных профессиональных социальных работников, владеющих современными технологиями работы с семьей [14].
Эти и другие положения составляют сегодня основу формирующейся семейной политики.
Утверждается точка зрения, согласно которой объектом социальной поддержки должны быть не просто семьи, а дети из тех или иных семей. Ряд исследований анализу подвергает положение детей в многодетных семьях. Делается вывод о том, что снижение интеллектуального уровня детей в многодетной семье зависит от порядкового номера ребенка (критический рубеж - третий ребенок) и интервалов между их рождением. Выявляются факторы повышенного риска - ухудшения здоровья детей из многодетных семей, фиксируется характерное для этих детей чувство неуверенности, ощущение заниженной собственной ценности по сравнению со сверстниками (почти все дети имели проблемы в начале обучения). Исследователи подчеркивают факт ущемления положения ребенка, деформации процесса его социализации, как следствие, невысокого уровня индивидуальных затрат на ребенка в сфере его воспитания. При этом определяют некоторые направления социальной поддержки детей из многодетных семей. В частности, предлагается специально организованное лечение (с учетом того, что дети из таких семей имеют поправимые, но не исправляемые дефекты). Учитывая, что большая часть детей не посещает детский сад, необходимо предусмотреть процедуру раннего выявления элементов физического нездоровья. Кроме того, желательна дополнительная подготовка к школе для детей из неблагополучных многодетных семей, что должно помочь сгладить различия в уровне развития детей из семей разного типа [9].
Что касается поддержки детей из неполных семей, то она должна строиться на основе уже отмеченных выше проблем, свойственных этому типу семей, и с учетом внутренних различий неполных семей.
Ежегодно тысячи детей "проходят" вместе со своими родителями через развод. Социально-психологические условия, в которые ребенок попадает вследствие развода, предопределяют деформацию его поведения и личности. Как правило, это трагедия для ребенка, полное разрушение прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые, нередко непосильные для ребенка задачи. Определяются основные направления поддержки детей, оказавшихся в столь сложной ситуации. При этом акцентируется внимание на семьях, где дети остались с матерью, хотя семьи, в которых дети остались с отцом, тоже имеют свои проблемы.
Выделяется два уровня поддержки детей [11]:
Полезные статьи: