Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи
Основные правовые аспекты социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. [59].
Во второй половине 1990-х гг. была проведена большая работа по подготовке проекта закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». В ней принимали участие молодые граждане, молодежные общественные объединения, органы по делам молодежи, эксперты и ученые. Закон должен был определить приоритеты деятельности государства, его гарантии по отношению к основным сферам жизнедеятельности молодых граждан.
Существенное значение для организации деятельности социальных учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как постановления Минтруда России об утверждении методических рекомендаций для центров социальной помощи семье и детям (№32,52,53,54).
Министерство образования РФ направляло в регионы ряд инструктивных писем: от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании и функционировании учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи», от 29 октября 2002 г. №4 «Об отпусках работников учреждений органов по делам молодежи», от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» и др.
Кроме того, имеются совместные письма ряда министерств в адрес органов по делам молодежи, разъясняющие содержание их социальной работы с молодыми гражданами (совместное письмо Минобразования России и Минтруда России от 8 января 2002 г. №15–52–04 ин /15–01–21 «О нормативно-правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации»).
Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодёжи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Цели государственной молодёжной политики:
ü содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи;
ü недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
ü создание условий для более полного участия молодёжи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
ü расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;
ü реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах общественного развития и самой молодёжи. [17,65].
Реализация государственной молодёжной политики осуществляется на следующих принципах:
*принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи и гражданского общества в целом;
*принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
*принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
Полезные статьи: