Студенчество как субъект модного поведения: моделирующие факторы
Прежде чем приступить к проведению анкетного опроса, мною была составлена анкета, разработана методика исследования, в которой, с одной стороны, был выработан проект будущей исследовательской деятельности, а с другой – предусмотрены все временные, технологические и внетехнологические затраты на его осуществление.
Насколько важно для Вас следовать модным тенденциям? |
Техн. |
Гуман. |
Техн. в % |
Гуман. в % |
Всего |
1. Очень важно |
27 |
42 |
18,0 |
24,7 |
21,6 |
2. Важно |
17 |
69 |
11,3 |
40,6 |
26,9 |
3. Не очень важно |
73 |
52 |
48,7 |
30,6 |
39,1 |
4. Совсем не важно |
33 |
7 |
22,0 |
4,1 |
12,5 |
Всего было опрошено 320 студентов. Отбор респондентов в выборочную совокупность осуществлялся по квотной методике. Исследование было проведено автором с 20 декабря 2008 г. по 21 января 2009 г. Объем обработанной научной литературы по данной проблематике позволил сформулировать и выдвинуть несколько не исключающих друг друга рабочих гипотез.
Гипотеза 1. Внешнее проявление моды как формы социального поведения реализуется в одной из четырех моделей модного поведения: явный конформизм; латентный конформизм; нонконформизм, выражающийся в стремлении к новому; нонконформизм, выражающийся в отрицании новизны.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это гипотетическое заключение, были заданы следующие вопросы:
Во-первых, вопрос, касающийся степени значимости следования моды для респондентов, который звучал: «Насколько для Вас важно следовать модным тенденциям?» Большинство опрощенных (48,5 %) указали на высокую степень значимости моды для их социального самочувствия (проявление конформизма), и только для 12 % роль моды в их жизни незначительна (нонконформизм).
Во-вторых, вопрос, касающийся мотивации при использовании модных новинок, на который респонденты ответили следующим образом (см. табл. 2.2):
Таблица 2.2
Мотивация модного поведения студенческой молодежи (в %)
(2006 г.)
Мотивы модного поведения студенческой молодежи |
Техн. |
Гуман. |
Всего |
1. Для подчеркивания собственной индивидуальности |
15,3 |
24,7 |
20,3 |
2. Для ощущения комфорта |
38,0 |
40,0 |
39,1 |
3. Для привлечения внимания окружающих людей |
8 |
8,8 |
8,4 |
4. Для демонстрации принадлежности к группе «модных» |
3,3 |
9,4 |
6,6 |
5. Для того, чтобы выглядеть не хуже других |
9,3 |
5,3 |
7,2 |
6. Для того, чтобы быть, как все |
3,3 |
4,7 |
4,1 |
7. Не использую новинок моды, так как считаю это лишним |
22,7 |
7,1 |
14,4 |
Анализ ответов респондентов показал, что основополагающим мотивом при использовании новинок моды студенты назвали «ощущение собственного комфорта». Так ответили 38 % опрошенных студентов технических специальностей в высших учебных заведениях и 40 % – гуманитарных специальностей.
Полезные статьи: