Студенчество как субъект модного поведения: моделирующие факторы
Эти данные демонстрируют тот факт, что большинство студентов (39,1 %), в соответствии с принятой нами в первой главе классификацией типов модного поведения, являются латентными конформистами.
К явным конформистам можно отнести студентов, которые новинки моды используют для привлечения внимания окружающих людей и для демонстрации принадлежности к группе модных – 8,8 и 8,0 % студентов гуманитарных и технических специальностей, 9,4 и 3,3 % соответственно.
Кроме того, к данной группе студентов можно отнести респондентов, которые сказали, что они используют новинки моды для того, чтобы быть как все и выглядеть не хуже других. Такой ответ дали 3,3 и 9,3 % студентов технических специальностей, 4,7 и 5,3 % студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений соответственно. Это свидетельствует о том, что студенты, которых мы отнесли к группе явных конформистов, стремятся быть модными и не скрывают этого. Общее количество таких студентов – 26,3 % из всех опрошенных студентов. Заметим, что большинство студентов, явно стремящихся к группе модных, принадлежит к гуманитариям, а желание выглядеть не хуже других наблюдается у студентов технических специальностей.
Отметим, что среди всех опрошенных респондентов явно видна тенденция студентов технических специальностей к отказу от использования новинок моды, так как они считают это лишним (22,7 %). Среди студентов гуманитарных специальностей таких ответов меньше (7,1 %). Этих студентов можно с уверенностью отнести к выделенной нами группе нонконформистов, отрицающих новизну. Однако не стоит забывать, что «даже те, которые утверждают, что одеваются, игнорируя диктат моды, на самом деле доказывают только то, что и они не свободны от моды, хотя бы и в таком негативном смысле. То есть полная свобода от моды невозможна, так как и приверженцам, и противникам моды она служит для выражения их социальной и культурной сущности».
Итак, если определять тип модного поведения, которого в большинстве своем придерживается студенчество, то, очевидно, это будет конформизм (явный и латентный), поскольку новинки моды используются в основном для привлечения внимания окружающих людей, демонстрации принадлежности к группе модных людей, а также для того, чтобы быть как все и выглядеть не хуже других.
Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что рабочая гипотеза о том, что внешнее проявление моды как формы социального поведения реализуется в одной из четырех моделей модного поведения, подтвердилась по следующим пунктам:
1. Большинство студентов придерживаются конформизма в типе модного поведения.
2. Некоторая часть респондентов реализует в области моды нонконформизм (два типа) как тип модного поведения.
Гипотеза 2. Детерминантами моды как формы социального поведения могут являться:
а) степень ограниченности финансовых возможностей;
б) устойчивая ориентация на проявление собственной индивидуальности в противовес общепринятому;
в) стремление опередить членов социальной группы в приобретении новейших знаков моды.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это гипотетическое заключение, были заданы следующие вопросы:
Во-первых, вопрос, касающийся престижности приобретения мод-ных новинок, который звучал так: «Укажите, пожалуйста, какое из нижеперечисленных утверждений подходит для Вас» (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3
Степень престижности приобретения студентами модных новинок
(2008 г.)
Укажите, пожалуйста, какое из нижеперечисленных утверждений подходит для Вас: |
Техн. |
Гуман. |
Техн. в % |
Гуман. в % |
Всего |
а) Для меня главное – это высокая стоимость и престижность приобретаемого |
14 |
24 |
9,3 |
14,1 |
11,9 |
б) Для меня не важна престижность вещи, главное, чтобы она была качественной |
65 |
62 |
43,3 |
36,5 |
39,7 |
в) При приобретении чего-либо, для меня важно, чтобы таких вещей еще ни у кого не было |
27 |
43 |
18,0 |
25,3 |
21,9 |
г) Я приобретаю что-либо только, когда в этом есть необходимость |
18 |
29 |
12,0 |
17,1 |
14,7 |
д) Для меня новинки моды не важны |
26 |
12 |
17,3 |
7,1 |
11,9 |
Полезные статьи: