Студенчество как субъект модного поведения: моделирующие факторы
Анализ полученных данных показывает, что для шахтинских студентов достаточно важно опередить членов социальной группы в приобретении новейших знаков моды (21,9 %), хотя некоторая часть респондентов продемонстрировала отсутствие заинтересованности (11,9 %).
Во-вторых, что касается остальных факторов, определяющих модное поведение студентов, то информацию по этому вопросу нам дают ответы респондентов на следующий вопрос: «Почему вы стремитесь/не стремитесь к приобретению модных новинок?» (см. табл. 2.4).
Таблица 2.4
Почему вы стремитесь/не стремитесь к приобретению модных новинок? |
Техн. |
Гуман. |
Техн. в % |
Гуман. в % |
Всего |
а) Так делают все окружающие меня люди |
45 |
29 |
30,0 |
17,1 |
23,1 |
б) Чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность |
38 |
86 |
25,3 |
50,6 |
38,8 |
в) Хочу быть образцом для подражания окружающих |
18 |
24 |
12,0 |
14,1 |
13,1 |
г) Наличие/отсутствие материальных возможностей |
49 |
31 |
32,7 |
18,2 |
25,0 |
Большинство студентов при приобретении модных новинок преследует цель подчеркнуть свою индивидуальность (38,8 %), а также указывают на зависимость реализации своих потребностей в области моды от собственных финансовых возможностей (25,0 %).
Таким образом, рабочая гипотеза о том, что детерминантами моды как формы социального поведения могут являться устойчивая ориентация на проявление собственной индивидуальности в противовес общепринятому, степень ограниченности финансовых возможностей и стремление опередить членов социальной группы в приобретении новейших знаков моды, подтвердилась.
Резюмируя, сделаем некоторые выводы.
1. Студенчество как субъект модного поведения – это группа (общность), которая «осознает модные новинки, их социальную и личностную значимость», переживает по «этому поводу определенные эмоции, которые регулируют» его поведение, «приводят к отказу от диктата прежней моды».
2. Особенности модного поведения студенчества специфицируются:
– по субъекту – студенчество;
– условиям – специфика условий модного поведения студенчества детерминируется, с одной стороны, студенческой средой, задающей студенту гораздо менее противоречивое поле социализации и нивелирующей жесткую социальную детерминацию его участия в общественном производстве; с другой – мода выступает как фактор социализации студенчества во многих сферах его жизнедеятельности. К факторам внешнего влияния на модное поведение студенчества относятся: социальная стратификация данного общества (принадлежность индивида к определенному классу), массовая коммуникация, культурная среда и референтные группы, которые являются ориентиром для поведения студента в модном пространстве; к личностным факторам следования моде можно было бы отнести такие характеристики, как своевременность, активность жизненной позиции, адекватность восприятия себя, других людей, ситуации, устойчивая ценностная система, относительная независимость от других, уверенность в себе, креативность, в частности, гибкость (мобильность), индивидуальный механизм присвоения модных ценностей;
– типу ориентации – три типа ориентаций, включающих в себя: «сельский тип» – ориентация на выживание; в условиях малого города – структура потребностей, свойственная нижней части среднего класса; для молодежи крупного города и особенно Москвы характерно демонстративное потребительское поведение, наиболее тесно связанное с модой;
– типу участников моды – «раннее большинство» и «позднее большинство».
– типу модного поведения – явные и латентные конформисты;
– средствам – одежда и все, что связанно с оформлением внешности, поскольку действительно дорогие предметы (яхты, драгоценности, дома и т.д.) учащейся молодежи практически недоступны;
– мотивам – подражание своей референтной группе (основной мотив), повышенная потребность студента в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды, а также стремление к иллюзорному приобщению к более высокому социальному статусу и социальному престижу (дополнительные мотивы). Наконец, мотивация модного поведения студентов косвенно связана с действием элемента эгоистического интереса мотивации типичного студента, репрезентирующего себя символами статуса, среди которых видное место занимают новинки моды;
Полезные статьи: