Анализ деятельности специалиста социальной работы в Свято-Троицкой православной церкви
Возрастной состав прихожан в молельной комнате УЩ-349/48.
В результате анализа данных, представленных на диаграмме, можно отметить, что основную долю прихожан (57%) молельной комнаты составляют осужденные в возрасте от 30 до 39 лет, чуть меньше заключенных - от 40 до 50 лет (26%), и наименьшее количество прихожан молодого возраста (17%). Возраст от 20 до 40 лет – это возраст, когда человек осознанно может принимать решения, способен отвечать за свои поступки, принимать покаяние, вот поэтому поиск правильных решений и приводит людей к духовному пониманию, как собственной жизни, так и жизни окружающих. Им необходима помощь духовного наставника, который грамотно поможет разобраться в душе оступившегося человека и через изучение своих чувств, эмоций, анализа конкретных ситуаций, подойти к осознанию необходимости сделать выбор в пользу перемены образа жизни, к осознанию ответственности. На этом этапе важно двустороннее сотрудничество, но все же, никакое, даже самое лучшее попечение, не сможет изменить жизнь бывшего заключенного, без искреннего желания и усердия последнего.
Молодые люди, принявшие решение найти выход из сложившейся жизненной ситуации через духовное прозрение, находят более короткий путь к исправлению, и подчас досрочно освобождаются за примерное поведение, и в дальнейшей жизни не возвращаются на скользкий путь нарушения законов. С этой группой лиц ведется и предупредительно-профилактическая работа, в которой делаются акценты па профилактику правонарушений.
Со всеми возрастными группами духовный наставник ведет как индивидуальные беседы, так и групповую работу (молебны и проповеди). Работа в группе дает участникам чувство безопасности, осознание своей личности и того, что они не одиноки.
Сейчас, когда в основной своей массе, заключенные совершенно невежественны в вопросах религии, особенно необходимы постоянные беседы с ними о вере и христианской жизни, для того, чтобы они могли понять, какое важное значение имеет для человека настоящее внутреннее возрождение. К тому же в беседе можно найти разрешение самых трудных жизненных ситуаций, что особо ценно для заключенных, т.к. они замкнуты в себе. Начиная со времени совершения преступления, человек практически никому не доверяет. Иногда это недоверие распространяется и на священника. По существующему обычаю заключенные редко говорят о своих совершенных преступлениях, особенно представителям администрации, в местах лишения свободы заключенные и сотрудники тюрьмы - два разных лагеря, между которыми часто бывают серьезные противоречия. И священник, приходящий в тюрьму, должен пройти по очень узкой грани между ними. Для выполнения своей основной функции - привести к Богу и к вере души человеческие (и заключенных, и сотрудников тюрьмы) - священник должен быть независимым от обоих лагерей.
В отсутствии Церкви, в колониях вообще затруднительно было говорить с осужденными о раскаянии, чувстве личной вины и ответственности за совершенное преступление. Многие заключенные, видимо в силу укоренившихся жизненных привычек неверия и недоверия окружающим, не готовы к откровенным беседам со священнослужителями. Только со временем возникающая духовная взаимосвязь священника и заключенного, позволяет убрать преграду недоверия и прежде всего через таинства - покаяния и причастия принести необходимые духовно-нравственные плоды покаяния и возрождения христианина [29, 202].
В отсутствие систематического религиозного образования в тюрьмах, и достаточных библиотек, наибольшее значение приобретают беседы. Ведь беседа - простое, живое, человеческое общение - это именно то, чего иногда не хватает обычному человеку, в заключении, приобретает особенную ценность и приносит особенные плоды покаяния.
Полезные статьи: