Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения эффективности его деятельности
6. Обсуждать острые темы в позитивном, эмоциональном настрое, без нажима и угроз;
7. Выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;
8. Вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;
9. Разрабатывать новаторские решения проблем клиентов;
10. Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;
11. Беспечивать межинституционные связи;
12. Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, общественных, законодательных инстанциях.
Существуют разные подходы к классификации интегральных умений социального работника.
Так, В.Н. Сидоров, структурируя их по схеме Н.В. Кузьминой, выделили умения по следующим блокам:
Гностические умения:
1. Оценивать проблемы и потребности клиентов, способы их удовлетворения, эффективность проделанной работы;
2. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать или прекратить, усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;
3. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии.
Проектировочные умения:
1. Разрабатывать планы совместных действий с клиентом, включающие
выбор необходимых средств, составление графика работы, формулирование конкретных задач и определение контрольных дат.
Конструктивные умения:
1. Развивать способности, активность клиента в решении имеющихся проблем, преодоление стрессовых ситуаций;
2. Находить и приводить в действие ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов;
3. Участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными
к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые таковыми не являются;
4. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
5. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями.
Коммуникативные умения:
1. Устанавливать контакты, проводить интервьюирование, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий;
2. Своевременно предоставлять клиентам необходимую информацию;
3. Вовремя и точно применять вербальные и невербальные коммуникативные приемы, определять время и способы вмешательства, выступать формальным и неформальным лидером.
Организаторские умения:
1. Связывать людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами,
2. Создать и развивать официальные и неофициальные сети социальной поддержки человека, содействовать их организационному совершенствованию;
3. Вести необходимые записи и готовить отчеты.
Специализированные умения
- это умения детерминированные профилем профессиональной деятельности социального работника, его специализацией [16].
При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность".
Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом
Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19].
Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе.
Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.
Ученый Старк и его коллеги определили профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов:
Полезные статьи: