Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения эффективности его деятельности
1. Концептуальная (научная) компетентность (понимание базовыми профессиональными навыками).
2. Инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками).
3. Интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику).
4. Контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды в которой осуществляется практическая деятельность.
5. Адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии и быть готовым к ним).
6. Компетентность в межличностной коммуникации (умение эффективно пользоваться письменными, устными и другими средствами коммуникации).
Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:
1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;
2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;
3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;
4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;
5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;
7. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или совершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, основанными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;
8. Оценить эффективность проделанной работы;
9. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;
10. Содействовать совершенствованию службы [27].
Среди различных типов компетентности коммуникативная компетентность занимает одно из ведущих мест. Это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в социуме. В ее состав входят:
1. Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
2. Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
3. Умение выбрать и реализовать адекватные способы взаимодействия [1].
Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообразованием в процессе практической деятельности. Формированию компетентности способствует также изучение и заимствование чужого опыта (отечественного и зарубежного), обучение на курсах, участие в семинарах, конференциях по проблемам социальной работы и т.д. поддерживаемые таким образом знания и умения обеспечивают высокое качество труда социального работника и его результатов.
Профессионализм и профессиональная компетентность – как ведущие
слагаемые социальной работы - базируются и формируются не только на основе знаний и умений, но и личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов специалиста по социальной работе. Исследователи выделяют три группы качеств специалиста по социальной работе:
1. Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
2. Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста – профессионала;
3. Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [29].
Роль личностных качеств специалиста по социальной работе, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. На специалиста по социальной работе возлагается особая миссия, которую он может выполнить только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Итак, к характеристикам профессионализма в целом относятся:
высокая продуктивность, высокий уровень квалификации, владение современными знаниями и современными способами решения профессиональных задач, стабильность высоких показателей качества работы, профессиональная компетентность.
Полезные статьи: