Взаимодействие в социальной работе: понятие, модели
Для наиболее полного рассмотрения взаимодействия между людьми необходимо вначале рассмотреть понятие общения. Общение – это многоплановый процесс развития контактов, между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действия, поступками. И, наконец, третья общения предполагает воспитание общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие); персептивную (взаимовосприятие) [19]. Рассматриваемое в единстве этих трёх сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включённых в неё людей.
Для нас наиболее важно рассмотреть интерактивную сторону общения, так как это условный термин, связан с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения деятельности людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развёрнутых во времени реакции людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые в свою очередь, воздействуют на поведение А [33].
Взаимодействие – универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так ив обществе, приводящее каждое новое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отражает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [33,с.59].
Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатичность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов.
Контакт – это условие и следствие продуманного взаимодействия его субъектов, повышающее эффективность этого процесса и его результата. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. ими словами, внутренними механизма контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, со мышление, содействие [14].
Эмоциональное сопереживание, как механизм контакта, обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия между социальным работником и клиентом.
Другой механизм контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, с мышление, определяемое включенность обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определённых задач Этот механизм так называемого интеллектуального содействия обуславливается совместностью интеллектуальной деятельности, например клиента и специалиста по социальной работе.
Полезные статьи: