Взаимодействие в социальной работе: понятие, модели
В целом ряде случаев развитие отношений между клиентом и специалистом по такому сценарию действительно целесообразно. Клиент, травмированный тем или иным событием (горем, катастрофой, поставившими его в уязвленное положение), отдельные клиенты жертвы жестокого обращения, измены, предательства, дети, требующие ухода и беспомощные перед лицом своих проблем и т.п. – не могут обойтись без попечения более сильного, все понимающего человека, предпринимающего разносторонние меры помощи, заботы, защиты, а потому охотно соглашаются с ролью объектов, ибо кризисное состояние, тяжелое испытание, потрясение фрустрируют человека и лишают его возможности рефлектировать. Кроме того, они «сужают» сознание, не дают времени на подготовку к испытаниям. Человек впадает в шок, подобный коме. Его сопротивление ослабевает, и у него возникает потребность в опоре, подсказке.
Это позволяет сделать вывод, что такие отношения носят субъектно-объектный характер взаимодействия. Действия между специалистом как субъектом оказания воздействия, помощи и поддержки и клиентом, как объектом, на который направляется воздействие и которому предоставляется помощь. Однако это вовсе не предполагает, что клиент должен безоговорочно подчиняться определенному набору образцов и требований, выполняя лишь роль объекта, в то время, как специалисту принадлежит роль контролирующей и принуждающей силы. Устойчивые изменения достигаются в том случае, если в процессе взаимодействия отношения между специалистом и клиентом из субъектно-объектного типа преобразуются в субъектно-субъектные, что обусловлено активностью позиции не только специалиста, но и клиента. Это происходит в ходе совместного решения. Так же и получаемые результаты значимы для обоих, хотя и по-разному. Именно такая ситуация способна обеспечить изменения как в клиенте, так и в специалисте, являющиеся результатом взаимодействия.
Различные сочетания этих моделей дают определённые типы взаимодействия между клиентом и специалистом, такие как: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация [25]. Рассмотрим каждый тип взаимодействия подробнее для наиболее полного представления о каждом из них.
1) Наиболее эффектным, на наш взгляд, для развития ситуации клиента и специалиста является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок, гуманным, доброжелательным, доверительным и демократическими взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, характеризующийся равенством позиций и чаще всего отношения носят субъектно–объектный характер взаимодействия.
2) Большими потенциалом обладает так же диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнёр уважительное, положительное отношение взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнёра, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к соглашению. Принятие партнёра таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяет выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффектность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, отсутствие предвзятости. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, грамотно построенный диалог создаёт условия для участников сотруднического взаимодействия. Данный вид взаимодействия способствует развитию субъектно-субъектных отношений между сторонами.
Полезные статьи: