Взаимодействие в социальной работе: понятие, модели
3) В основе соглашения лежит договорённость взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функции в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффектным, например, если между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждают партнёров договариваться. Вместе с тем клиент в данной ситуации может выполнять роль, как объекта, так и субъекта взаимодействия.
4) Опека – это забота одной стороны о другой (социального работника о клиенте, старших о младших и др.). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и таким образом взаимодействие носит односторонний, опекающее – потребительский характер. Для участников взаимодействия характерны субъективно-объективные отношения [8, с. 39].
5) Подавление – достаточно распространённый тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жёстких указаний, требований, предписаний, что и как сделать. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространён в различных видах оказания помощи. Подавление приводит к напряжённости во взаимоотношениях, вселяет страх, неприязнь к соучастнику. Если подавление является преобладающим, то оно очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других - деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнёра. Отношения носят объектно-объектный характер. Для этого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния. Индифферентный тип взаимодействий может перейти в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.
7) Конфронтация – открытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личный смысл существенно расходятся. Конфронтация свойственна и для отдельных клиентов, и для групп, коллективов. Независимо от причин конфронтации задача специалиста социальной сферы найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению. Данный тип взаимодействия не может привести к продуктивным отношениям для решения ситуации клиента, поэтому необходимо избегать данную форму взаимодействия в работе [33,35].
Полезные статьи: