Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в высшем учебном заведении
Профессия специалиста по социальной работе известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции специалистов по социальной работе выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Социальная работа на Руси имеет давние традиции. Она имела место и в царские времена, и во времена революционных преобразований. Ее цели и задачи отражали уровень экономического и социально-политического развития общества. Осуществлением социальной работы с населением занимались представители различных общественных структур. И только в начале 90-х гг. XX века обострилась проблема профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Острота проблемы была обусловлена тем, что в конце XX века в России в условиях затяжного экономического кризиса, изменения социально-политического уклада жизни, повлекшего за собой безработицу, резкое падение уровня жизни, возросла опасность национальных и социальных конфликтов. Поэтому, для оказания социальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужны были не только специальные учреждения, но и высококвалифицированные кадры.[4] Все выше изложенное обусловило начало профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, так как социальная работа это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии.
Социальная работа это особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению способностей людей к социальному функционированию. С учетом данных обстоятельств Госкомитетом СССР по образованию от 07 августа 1991 года была открыта специальность «Социальная работа» и началась подготовка специалистов по социальной работе в средних специальных и высших учебных заведениях.
Образование представляет постоянно видоизменяющуюся культурно-историческую категорию. В основе образовательной политики любого вуза, несмотря на ее постоянное совершенствование и модернизацию, лежит государственный стандарт.[5] Современная концепция стандартизации ориентирует содержание социального образования на личность специалиста нового типа, способного адаптироваться к условиям современного (с учетом региональных особенностей) рынка труда и ориентированного на высокий уровень духовности.
Современные реалии социальной политики того или иного региона определяют тенденции преобразований в сфере высшего профессионального образования. Сложные и противоречивые перемены в России конца XX – начала XXI века, усиливающие остроту глобальных и, прежде всего, социальных проблем, ускорение социально-политических процессов, расширение пространства социальной работы как научной области, профессии, системы подготовки специалистов, обеспечивающих гармонизацию человека и среды, потребовали изменения проектной культуры субъектов вузовского образовательного процесса.
Проектирование подготовки специалистов социальной работы становится в постоянно меняющихся социальных условиях необходимой функцией научных исследований в области высшего образования. Требования к развитию адекватной современным социальным технологиям кадровой инфраструктуры учреждений социальной защиты населения формируют государственный заказ вузовской системе социального образования в плане качественного результата – профессиональной компетентности выпускников, являющихся проводниками социальной политики, способными организовать процесс социальной поддержки населения, эффективно решать спектр социальных проблем и обладающих гуманистической направленностью личности.[6] При этом необходимо опираться на модель социального обслуживания населения, которую можно представить в следующем виде. Главная стратегическая цель социального обслуживания населения – удовлетворение потребностей населения в социальной защите, поддержание условий для его нормальной жизнедеятельности. Цель эта может быть реализована в следующих сферах: трудовой, социально-бытовой, социально-медицинской и правовой защиты, духовной, экологии.[7] Реализации данного «человеконаправленного» потенциала социальной работы как раз и служит Государственный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «социальная работа»[8].
В общей характеристике направления «социальная работа» подчеркивается, что деятельность специалиста предусматривает анализ целостных социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также работу с различными социальными, возрастными, половыми, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.[9] Исходя из характера практической деятельности специалиста по социальной работе, строится учебная программа, которая включает социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации.
Полезные статьи: