Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в высшем учебном заведении
Целью программы подготовки специалистов по социальной работе является на основе знаний, полученных при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и других дисциплин скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Реализация программы предполагает использование и соответствующих методов, и средств обучения. Так, наряду с традиционными, известными еще со времен Древнего мира формами преподавания (семинары, беседы), используются формы, наиболее приближенно имитирующие будущую профессиональную деятельность студентов: ситуативно-ролевые игры, тренинги.[10] Это обусловлено необходимостью развивать у студентов умение работать как самостоятельно, так и в группе, способность применять полученные знания на практике, умения описывать и представлять в устной форме содержание своей работы.
Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Она строится на совокупности знаний и исследовательских методов, уже полученных и разработанных множеством существующих социальных наук, таких как антропология, экология, психология, социология, экономика, право, история и других. При этом спецификой данной дисциплины является то, что в ее рамках социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Характерно и то, что она опирается на большое разнообразие теорий, подходов, опыта.
Функции специалиста по социальной работе, сформулированные теоретиками и практиками современного российского социального образования, обеспечиваются потенциалом учебных дисциплин ГОС ВПО двух циклов.
Первый - дисциплины цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин - формирует высокоразвитый интеллект, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, умение иметь и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, знание форм и методов познания, их эволюцию, высокий уровень нравственности и морального сознания, культуру чувств, культуру речи, культуру общения, знания в области истории, культуры, умение использовать их в профессиональной сфере; второй цикл – общепрофессиональные дисциплины - формирует общественную активность, увлеченность профессией и стремление к самообразованию в профессиональной сфере, наличие психолого-педагогических знаний, такта, коммуникабельность, умение расположить к себе окружающих, наличие патерналистких потребностей, стремление помочь окружающим, гуманность и милосердие, профессиональную порядочность, профессиональную направленность внимания, профессиональную эрудицию и компетенцию, высокий уровень эмпатии и экспрессивных способностей, ответственность, деловитость, практичность, требовательность и критичность к себе, организаторские способности, умение принимать решение и добиваться его претворения в жизни, способность к сотрудничеству и взаимопомощи, энергичность, работоспособность, способность убеждать в правильности своих решений, умение адекватно реагировать на изменения условий жизни и деятельности, толерантность к окружающим, развитость педагогической рефлексии и психоаналитических свойств, наличие управленческих и исследовательских способностей; третий цикл включает в себя дисциплины цикла специальных дисциплин, которые формируют способность к анализу и синтезу явлений, умение общаться на высоком общечеловеческом и профессиональном уровне, высокий уровень организаторских способностей, наличие большого объема знаний и постоянное стремление к самообразованию.[11] Данные дисциплины должны быть включены в программу учебного процесса специалиста по социальной работе.
Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе во многом используется иначе. Она становится реально одной из важнейших частей всего процесса обучения специалистов в области социальной работы. Важно иметь в виду, что практика – особая форма учебной деятельности, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И преподаватель, и студент – равноправные субъекты этой деятельности, хотя, естественно, они имеют и специфические задачи. Так, целью практики со стороны преподавателя является, прежде всего: предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания о социальных проблемах и формах их решения, о социальном законодательстве и методах социальной работы с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме. Целью практики со стороны студентов является по преимуществу: овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.[12] Практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой – на практике происходит более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.