Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в высшем учебном заведении
Целью программы подготовки специалистов по социальной работе является на основе знаний, полученных при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и других дисциплин скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Реализация программы предполагает использование и соответствующих методов, и средств обучения. Так, наряду с традиционными, известными еще со времен Древнего мира формами преподавания (семинары, беседы), используются формы, наиболее приближенно имитирующие будущую профессиональную деятельность студентов: ситуативно-ролевые игры, тренинги.[10] Это обусловлено необходимостью развивать у студентов умение работать как самостоятельно, так и в группе, способность применять полученные знания на практике, умения описывать и представлять в устной форме содержание своей работы.
Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Она строится на совокупности знаний и исследовательских методов, уже полученных и разработанных множеством существующих социальных наук, таких как антропология, экология, психология, социология, экономика, право, история и других. При этом спецификой данной дисциплины является то, что в ее рамках социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Характерно и то, что она опирается на большое разнообразие теорий, подходов, опыта.
Функции специалиста по социальной работе, сформулированные теоретиками и практиками современного российского социального образования, обеспечиваются потенциалом учебных дисциплин ГОС ВПО двух циклов.
Первый - дисциплины цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин - формирует высокоразвитый интеллект, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, умение иметь и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, знание форм и методов познания, их эволюцию, высокий уровень нравственности и морального сознания, культуру чувств, культуру речи, культуру общения, знания в области истории, культуры, умение использовать их в профессиональной сфере; второй цикл – общепрофессиональные дисциплины - формирует общественную активность, увлеченность профессией и стремление к самообразованию в профессиональной сфере, наличие психолого-педагогических знаний, такта, коммуникабельность, умение расположить к себе окружающих, наличие патерналистких потребностей, стремление помочь окружающим, гуманность и милосердие, профессиональную порядочность, профессиональную направленность внимания, профессиональную эрудицию и компетенцию, высокий уровень эмпатии и экспрессивных способностей, ответственность, деловитость, практичность, требовательность и критичность к себе, организаторские способности, умение принимать решение и добиваться его претворения в жизни, способность к сотрудничеству и взаимопомощи, энергичность, работоспособность, способность убеждать в правильности своих решений, умение адекватно реагировать на изменения условий жизни и деятельности, толерантность к окружающим, развитость педагогической рефлексии и психоаналитических свойств, наличие управленческих и исследовательских способностей; третий цикл включает в себя дисциплины цикла специальных дисциплин, которые формируют способность к анализу и синтезу явлений, умение общаться на высоком общечеловеческом и профессиональном уровне, высокий уровень организаторских способностей, наличие большого объема знаний и постоянное стремление к самообразованию.[11] Данные дисциплины должны быть включены в программу учебного процесса специалиста по социальной работе.
Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе во многом используется иначе. Она становится реально одной из важнейших частей всего процесса обучения специалистов в области социальной работы. Важно иметь в виду, что практика – особая форма учебной деятельности, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И преподаватель, и студент – равноправные субъекты этой деятельности, хотя, естественно, они имеют и специфические задачи. Так, целью практики со стороны преподавателя является, прежде всего: предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания о социальных проблемах и формах их решения, о социальном законодательстве и методах социальной работы с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме. Целью практики со стороны студентов является по преимуществу: овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.[12] Практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой – на практике происходит более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика.
Полезные статьи: