Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность
В связи с тем, что социальная работа и Вооруженных Силах выступает органической частью более широкого понятия «социальная работа в обществе», рассмотреть, используя метод сравнения показателей социальной работы и военно-социальной
Особо следует отметить, что в российском обществе, а им более в Вооруженных Силах Российской Федерации о социальной работе заговорили сравнительно недавно. В самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась 23 апреля 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР № 92 в Квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе» .
В качестве специальности социальная работа была определена приказом Госкомобразования СССР № 376 от 7 августа 1991 г., а 25 сентября 1991 г. был утвержден план специальности 03.12.00 - «социальная работа». И с 1992 г. более чем в тридцати высших учебных заведениях России началась подготовка кадров по данной специальности.
В настоящее время в официальном издании Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования утверждены: основные характеристики профессиональной деятельности бакалавра по направлению 52110 - «социальная работа»; требования к уровню подготовленности лиц, получивших образование по программе направления; обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению.
В 1992 г. организационное и юридическое оформление получила Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (АСОПиР). Ассоциация начала выпуск ежеквартального научно-популярного журнала «Социальная работа». В то же время была создана Открытая международная школа социальной работы, в состав которой вошли: высшие курсы подготовки и переподготовки кадров, институт социальной работы, школа помощников социальных работников. Началось образование широкой сети структур социальной работы различной направленности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В результате набравших силу динамических процессов развития социальной работы Россия была принята в члены Международной федерации социальных работников (IFSW).
В тот же период государственные органы исполнительного и законодательного уровней приняли ряд нормативно-правовых актов, закрепляющих основы для развития социальной и военно-социальной работы в армии. В Конституции Российской Федерации закрепляется положение о том, что Россия есть демократическое и социальное государство, в котором «человек, его права, свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Активно разрабатываются и принимаются федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, регламентирующие социальную сферу реформируемого общества. Особое внимание следует обратить на принятие военного пакета федеральных законов, касающихся правил прохождения военной службы, прав и обязанностей военнослужащих, социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Одновременно с позитивным процессом количественною наращивания нормативно-правовой базы, предписывающей всемерное совершенствование социальной сферы общества путем расширения обязанностей государства перед своими гражданами, набирал силу процесс модернизации российского общества, характеризующийся ускорением (относительно продолжительности индивидуального жизненного цикла) смены социокультурных событий и усложнением социальной среды жизнедеятельности людей.
Полезные статьи: