Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность
В 1943 году созданы Суворовские военные училища, а в 1943— годах —Нахимовские военно-морские училища —средние военно-учебные заведения для подготовки юношей к обучению в высших военных (военно-морских) училищах и последующей службе на должностях офицерского состава в армии и на флоте. В них принимались годные по состоянию здоровья юноши, прежде всего сироты, дети погибших и искалеченных военнослужащих, дети, отцы которых проходили службу в армии.
Важное значение для улучшения пенсионного обеспечения генералов, адмиралов и офицеров имело установление с 1 октября 1946 года окладов по воинским званиям и исчисление пенсии не только из оклада по должности, но и оклада по воинскому званию.
Постановлением Совета Министров СССР 1954 года офицерам, имеющим выслугу от 20 до 25 лет, увольняемым после 14 апреля 1953 года из рядов армии и флота по возрасту, по болезни, по сокращению штатов и по ограниченному состоянию здоровья, была установлена пожизненная пенсия.
20 января 1960 года в связи с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил Совет Министров СССР принял специальное постановление № 74, которым республиканские и местные органы власти обязывались трудоустраивать военнослужащих с учетом их специальности и опыта работы и обеспечивать жилой площадью в первую очередь. Этим военнослужащим предоставлялось преимущество при поступлении в школы типа ФЗУ и на курсы для обучения соответствующим профессиям. В период обучения им выплачивалась стипендия. Были установлены льготы для уволенных военнослужащих при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.
В сентябре 1967 года установлены дополнительные льготы Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, в частности, на персональные пенсии союзного значения, оплату жилья, налог со строений и земельной ренты, право личного бесплатного проезда 1 раз в год различными видами транспорта и другие, а бывшим военнослужащим —право на лечение в поликлиниках и госпиталях Министерства обороны.
Последовавший за этим двадцатилетний период в развитии системы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей характеризуется не коренными изменениями, а появлением многочисленных нормативно-правовых актов как реакции на различные события в мире и стране. Эти факты вводили определенные льготы конкретным категориям пенсионеров (юбилейные даты Победы в Великой Отечественной войне, введение дополнительных льгот для участников афганских событий, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и т.д.).
Несмотря на то, что в советское время система социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих непрерывно менялась, что в СССР сформировалась патерналистская модель социальной работы с финансированием главным образом из госбюджета (95 и более процентов ассигнований) с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения, она тем не менее обеспечивала военнослужащим и военным пенсионерам сносное существование вплоть до своего развала в начале девяностых годов.
В последние годы военно-социальная работа получает новое качество. Она находится на этапе становления, постоянно развивается. Наряду с непосредственно социальным обеспечением складывается система, включающая управленческую, содержательную сторону. В подтверждение этому можно привести некоторые факты.
Формируется законодательная база. Принят пакет военных законов, в частности, Законы Российской Федерации "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О занятости населения в Российской Федерации" и другие. Издано несколько приказов Министра обороны РФ, например, № 226 — года "Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации", № 46 — года "О подборе и подготовке должностных лиц органов воспитательной работы Вооруженных Сил РФ", директива № Д‑30 — года "О создании внебюджетного фонда социальной поддержки личного состава Вооруженных Сил РФ" и тому подобные.
Полезные статьи: