Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность
В настоящее время происходят закономерные изменения, выражающиеся:
во-первых
, в проявлении устойчивой тенденции нарастания и углубления проблемного поля взаимоотношений личности и общества;
во-вторых,
в развитии модели «рыночной экономики», которое предопределило переход от общинной социальной жизни к более индивидуализированной;
в-третьих,
в смене мифологического отношения к социальной действительности рациональным, требующим постоянных целесообразных и эффективных действий.
Необходимо подчеркнуть, что такого рода качественные переходы имеют историческое измерение, так как в ходе вытеснения устоявшихся социокультурных форм образуются новые сферы неопределенности взаимных прав и обязанностей людей. Наступает состояние социальной аномии, сопровождающееся временным разрушением нормативны и социальных структур, при котором индивиды и социальные группы, привыкшие руководствоваться традиционным; нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но еще не освоили или не выработали новых образцов действии социального взаимодействия и поведения. Соответственно увеличивается численность неадаптированных членов общества, неспособных к самоорганизации в новых социальных условиях и требующих особых форм и методов работы по оказанию им действенной помощи.
Естественно, что Вооруженные Силы, оказавшись, как и все российское общество, в сложных социально-экономических условиях, все чаще вынуждены иметь дело с нарастающими проблемами и задачами «социального комплекса». Потребовалось создание в октябре 1992 г. Военного отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации в Москве. Были приняты программа и временный Устав. Военное отделение структурно явилось научно-общественным подразделением Ассоциации (АСОПиР). Одним из сопредседателей Военного отделения в ранге научного руководителя стал заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор А. В. Барабанщиков.
Резкое увеличение количества социальных проблем в Вооруженных Силах было обусловлено, с одной стороны, переходом государства к рыночной экономике, с другой - реорганизацией института заместителей командиров частей по политической части и политических органов, напрямую отвечавших за организацию и содержание работы по социально-правовой защите военнослужащих и за «социальный блок» в армии и на флоте.
Вынужденный поиск форм и методов разрешения данной ситуации стимулировал органы военного управления на принятие ряда организационно-управленческих мер. Одной из них явилась разработка нормативно-правовой базы социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На основе анализа приказов и директив министра обороны Российской Федерации с 1992 г. можно выделить несколько взаимообусловленных этапов институционализации социальной работы как профессиональной деятельности: этап поиска организационных форм, этап создания организационных структур в частях (соединениях), этап создания и функционирования научно-образовательного комплекса социальной работы.
Начало этапу поиска организационных форм социальной работы было положено 26 сентября 1992 г. приказом министра обороны Российской Федерации № 164 «Об органах воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации». Этим документом вводились понятия «социально-правовое обеспечение» и «социально-психологическая работа», определялись задачи по социально-правовому обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Вступило в действие «Временное руководство по организации социально-психологической работы». 26 ноября 1992 г. вышел приказ министра обороны Российской Федерации № 18 «О введении в действие положения о Главном управлении по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации». В нем были определены задачи вышеназванному управлению по организации социально-правового обеспечения, социально-психологической работы и социально-правовой защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
Полезные статьи: