Возникновение и развитие социологии
К. Маркс и А. Сен-Симон выдвинули важные положения об этапах развития человечества. Сегодня, в самом начале XXI в., мы видим, что новое время – это период дальнейшего расширения свободы человека и усиления роли науки. Жаль только, что в угоду коммунистической идеологии в советском обществоведении искажались идеи классиков философии, распространялась концепция о пяти общественно-экономических формациях, противопоставлялись марксизм и позитивизм. Первый в трактовке советских ученых выглядел как вульгарный материализм, ограниченность которого критиковал еще сам К. Маркс, а второй трактовался только как идеалистическая философия.
Каждое явление, в том числе и наука, возникает и получает развитие там и тогда, когда появляются соответствующие условия. Социология возникает в Западной Европе в XIX в. Можно выделить четыре основные причины возникновения социологии, методологически исходя из четырех основных сфер общества (схема № 1). Во-первых, развитие рыночных, буржуазных отношений, что предопределяет необходимость углубленного подхода к социальной жизни и поведению личности. Рынок – это высший этап развития товарно-денежных отношений, когда товаром становятся не только предметы потребления и средства производства, но и рабочая сила. При буржуазном способе производства трудящиеся становятся более свободными: исчезает внеэкономическое принуждение к труду. Все это приводит к появлению новых форм социальных групп, в рамках которых осуществляется социальное взаимодействие. Во-вторых, такого же научного подхода требует усложнение социальных, социально-классовых отношений. В-третьих, уход в прошлое тоталитарных феодальных социально-политических систем ведет к развитию демократии, плюрализма и гласности. Без последних условий не может быть науки об обществе, о социуме, освобождающей мысли от господствующей идеологии. В-четвертых, духовное развитие Западной Европы к XIX веку дало классическую немецкую философию, классическую английскую политическую экономию, французский социализм, которые были предпосылкой возникновения социологии.
В схеме № 10 перечислено семь выдающихся социальных философов – основоположников социологии. Список начинается с французского философа Сен-Симона Клода Анри (1760-1825 гг.), который прожил интересную, полную приключений жизнь. Он с молодости посвятил себя борьбе за свободу человека, за его освобождение от эксплуататоров. По этой причине от него отказался его отец – один из богатейших графов Франции. Сен-Симон воевал в армии Вашингтона против рабовладельцев юга, став самым молодым полковником этой армии. Потом, оставив карьеру военного, вернулся во Францию и занялся предпринимательством, чтобы создать материальные условия для научной деятельности. Последние годы своей жизни Сен-Симон посвятил развитию социальной философии, социалистической утопии и формированию новой науки – социологии. Одним из основных его трудов является «Очерк науки о человеке» (1813-1816 гг.). Он не только впервые высказал мысли о научном исследовании человека как социальном явлении, назвав новую науку социальной физикой, но и раскрыл ряд теоретических положений, отражающих социальную действительность: о различии и противоположности между городом и деревней, между лицами умственного и физического труда и т. д. Он, наряду с французскими историками, раскрыл социально-классовую структуру общества, роль промышленности и научного познания в развитии общества. Особо подчеркивал роль социальной физики (социологии) для перехода общества от метафизической фазы к позитивной и обеспечения основы нового светского нравственного порядка. Он впервые ввел термин «индустриальное общество», появляющееся при переходе к позитивной фазе, в рамках которой происходит совмещение технологий с формами социальной организации, которые совершенствуются на основе научного познания социальной действительности. Подтверждением того, что Сен-Симон дал начало развитию социологии, является работа по социологии, написанная сто лет назад немецким профессором и изданная в России в 1904 г. В ней он в частности писал: «Созданию форм общей борьбы за существование по законам, достойным человеческого общества, должна содействовать социология, которую нам дал XIX в., а XVIII в. носил ее в чреве. В работах Канта, Кондроса, Монтескье, Тюрго и др. была в чреве. Социология рождается в работах Сен-Симона, но учение у него изложено в хаотичной и обрывочной форме». [20, С.13].
Полезные статьи: