Возникновение и развитие социологии
Символический интеракционизм – направление в современной социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом содержании. Этим объясняется внимание, которое уделяют ученые этого направления анализу языка. Особый вклад представители школы символического интеракционизма внесли в исследование социальной микросреды, межличностного общения, структуры и динамики развития личности. Наиболее заметную роль в становлении и развитии этой социологической теории сыграл американский философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид (1863-1931 гг.). В его учении центральным понятием является межиндивидуальное взаимодействие. Совокупность процессов взаимодействия определяет общество и социального индивида. Действие личности (физическое или вербальное) воспринимается другими людьми на основе ожидания исполнения социальной роли данной личностью, которое, в свою очередь, формируется как итог их опыта социальных взаимодействий. В личности Мид выделяет две подсистемы, первая из которых («me») определяется установками «других», т. е. социальной среды, а вторая («I»), напротив, имеет автономный характер, является источником спонтанного поведения, реакцией индивида на социальные стимулы. Положения символического интеракционизма имеют важное значение для новой социологической теории – социологии менеджмента, с которой должен быть знаком каждый современный инженер.
Структурализм представляет собой совокупность современных социологических теорий, объединяемых тем, что в качестве главного объекта изучения они имеют социальную структуру. К ним относится большинство основных социологических теорий за исключением «гуманистического направления», последователи которого делают упор на изучение сознания человека, методов понимания и интерпретации социальных взаимодействий индивидов, поэтому они примыкают к символическому интеракционизму. Истоки структурализма восходят к Марксу и Дюркгейму. Представители структурализма объясняют поведение индивида или группы с точки зрения их места в социальной структуре, признают детерминирующую роль социальной структуры по отношению к составляющим ее элементам. Среди различных теорий структурализма можно выделить два направления: теоретическое и эмпирическое. Первое направление описывает и анализирует социальную структуру, исходя из теоретических представлений о функционировании и развитии общества. Второе – включает в содержание социальной структуры, только наблюдаемые и фиксируемые эмпирическими методами образцы социального взаимодействия. В современной социологии также условно выделяют две основные модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая опирается на аналитическое разделение социальной и культурной системы; предполагается, что социальную структуру образуют различного рода нормативно-ценностные элементы, что источником изменения социальной структуры выступает культура. Категориальная модель социальной структуры представлена неомарксизмом, сторонники которого подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и делают акцент на противоречиях в социальной структуре. Основными компонентами социальной структуры выделяют классы, социальные слои и профессиональные группы и т. п. Неомарксизм и технологический детерминизм подчеркивают особую роль производительных сил общества в изменениях социальной системы, которые ускоряются в условиях научно-технической революции.
Как видно, социология возникает в Западной Европе и получает особенно значительное развитие в XX в. в США. В процесс становления и развития социологии заметный вклад внесли и русские мыслители: социальные философы, историки, публицисты, правоведы и общественные деятели. Они, конечно, в XIX в. не были социологами, но, знакомясь с трудами западноевропейских социальных философов, выдвинули ряд новых идей о социальных процессах и об их изучении. Они читали и переводили работы с французского, английского и немецкого языков. Некоторые их них писали свои работы на западноевропейских языках. Так, выдающийся социолог XX века Питирим Сорокин основные свои труды написал и издал в США. Немало русских обществоведов были слушателями и читали лекции по проблемам общества на родном и французском языках в начале XX в. в «Русской высшей школе общественных наук». Русская социальная мысль представлена положениями многих мыслителей, среди которых Лавров П. Л. (1823-1900 гг.) – «философ, социолог, историк и революционный деятель» [37,с.165-167] – идеолог народничества. Под социологией, как и все русские мыслители XIX в., он понимал общую теорию развития общества, т. е. социальную философию. Науки он делил на исторические и естественные. К последним относил социологию наряду с биологией, психологией, этикой, которые исследуют объективные закономерности. В то же время он подчеркивал, что социология имеет свои законы, принципиально отличные от природных, ибо общество – совокупность сознательных существ. Главнейшим социологическим законом считал солидарность: обществу присуща объективная тенденция солидарности всего человечества. В своих многочисленных работах Лавров П. Л. большое внимание уделял общественному прогрессу, связывая его с усилением и расширением солидарности во всех сферах и общественных явлениях. Основным двигателем общественного прогресса он считал действия критически мыслящих личностей, к которым относил передовую часть интеллигенции.
Полезные статьи: