Возникновение и развитие социологии
Более системное изложение концепции Сен-Симона о рожденной им новой науке содержится в работах другого французского социального философа Огюста Конта (1798-1857 гг.), который вводит понятие «социология» вместо термина «социальная физика», хотя в некоторых случаях он его продолжает использовать, как и Сен-Симон, у которого Конт работал личным секретарем в течение 11 лет. В целом социологические взгляды Конта во многом повторяют идеи Сен-Симона: о роли человека как социального субъекта в развитии общества, об интеллектуальной эволюции сознания человека, которая служит обоснованием «закона трех стадий» развития общества и т. д. Конт особо подчеркивал и обосновал позитивизм. Позитивная философия базируется на эмпирическом, опытном знании, а не на воображении и догадках. Он выдвинул социологический проект, сущность которого заключается в том, что развитие общества должно определяться новой наукой – социологией, она должна служить основой деятельности мыслящей части общества для его радикального реформирования. Целью реформирования он считал достижение порядка и прогресса, «гармонии между целым и частями социальной системы». Он писал: «социальная гармония достигается с помощью науки». [46, С. 12]. Согласно Конту, общество в «позитивном» возрасте – это этап «надежного» знания, нового рационального правительства и «религии гуманизма». На этой стадии общество будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться, и управляться социологами. Конт ввел новые важные понятия в социологию: социальная динамика и социальная статика. Социальная динамика отражает механизмы развития и функционирования общества, социальная статика раскрывает структуру общества и взаимоотношения ее элементов.
Непосредственное открытие основных законов функционирования и развития общества принадлежит немецкому мыслителю, философу и экономисту Карлу Марксу (1818-1883 гг.). Среди ряда его научных открытий, которые сыграли важную роль в возникновении и развитии социологии, здесь отметим только некоторые. Во-первых, он, выделяя основные сферы общества (схема № 1), раскрыл сущность и значение каждой из них, в том числе социальной сферы, которая представляет собой, как он писал, взаимоотношения людей как личностей. Он показал, что «социальное» пронизывает все сферы, все общественные явления. Во-вторых, дал подробный анализ экономической формации (схему № 11), особенно ее высшего этапа – буржуазного общества, выделяя в нем как позитивные, так и негативные стороны. Он раскрыл не только его способ производства, но и подробно описал определяемые этим способом производства социально-экономические, социально-политические и социодуховные отношения. Им открыт закон соответствия всех социальных явлений способу производства. В-третьих, Маркс открыл главный фактор социального прогресса в экономической формации. Это развитие производительных сил, которое обусловлено противоречием природы и общества. Человечество в борьбе с природой совершенствует орудия труда, расширяет предметы труда, познает окружающий мир, в конечном счете, совершенствует свои социальные отношения. Перечисление новизны его трудов, давших начало социологии, можно продолжить. В целом можно заключить, что Маркс дал методологические основы изучения социальной жизни и глубоко раскрыл взаимосвязь человека и общества. Ныне в нашей стране в некоторых изданиях можно встретить критику «марксизма». Последнее взято нами в кавычки потому, что часто этой критикой занимаются люди, которые не знают марксизм, не утруждали себя прочтением и изучением трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. Для них марксизм – это положения не лучших работ, учебников по марксизму-ленинизму, широко издававшихся в советское время, в которых учение классиков искажалось, использовалось в интересах высшего класса советского общества. В теоретических концепциях об истории и современности всегда присутствует определенная идеологизация, политизация, что ведет к искажению действительности, в том числе и научных положений. В социально-экономических концепциях советского обществознания часто преподносили учение К. Маркса и Ф. Энгельса как вульгарный экономизм. В действительности в их трудах неоднократно подчеркивается важнейшая роль культуры, духовных явлений в развитии общества. Марксизм – это учение о свободе человека. Свободу личности в экономической формации марксизм рассматривает в аспекте учения об отчуждении. Марксизм раскрыл, что с каждой стадией развития экономической формации, т. е. с каждым новым способом производства, человек становится более свободным, менее отчужденным от средств производства и результатов труда, от власти, от духовной культуры и, соответственно, от других людей. Положения К. Маркса и Ф. Энгельса об отчуждении, о свободе человека, о необходимости демократии и плюрализма и т. п. в советское время объясняли тем, что они в молодости были революционными демократами, поэтому увлекались идеями свободы личности. Но в то же время забывали, что Ф. Энгельс в достаточно зрелом возрасте завещал, чтобы его тело было предано морю, ибо море у немцев, как и у многих народов, является символом свободы. Он – человек, посвятивший свою жизнь свободе личности, желал и после смерти символично быть свободным, поэтому нет на земле его могилы.
Полезные статьи: