Возникновение и развитие социологии
Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) – немецкий философ, друг Маркса, который оказывал ему материальную помощь, создавая условия для его научной деятельности. Он совместно с Марксом написал ряд работ, после смерти друга редактировал и издал II и III тома «Капитала» – основного труда Маркса и работал до своей смерти над IV томом. Молодой Энгельс, управляя в г. Манчестер в Англии филиалом фирмы своего отца, провел первое крупное социологическое исследование образа жизни рабочих. Результаты исследования были опубликованы в 1845 г. в книге «Положение рабочего класса в Англии: по собственным наблюдениям и достоверным источникам». Вторым его крупным трудом, посвященным социальным проблемам, является произведение «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), где впервые рассматривается связь между социально-экономическими и гендерными отношениями. Указанные работы содержат важные методологические положения для развития современной социологии, социологических теорий и социологических исследований.
Значительное влияние на становление социологии, особенно в США, оказали труды английского социального философа Герберта Спенсера (1820-1903 гг.). В своем первом главном труде «Социальная статика» (1850 г.) он выдвинул идею экономического индивидуализма и показал себя приверженцем свободного рынка. В своих дальнейших работах, в том числе «Человек против государства» (1884 г.) доказывал, что на процесс социального развития решающее влияние оказывает борьба за существование и возможность для выживания, что в развитии социальной системы, как и в других системах, идет дифференциация и интеграция. Важной позитивной стороной его исследований является то, что он первым внедрил систематическое использование структурно-функционального анализа. В то же время его работам присущ упрощенный подход, проявляющийся в сравнении общества с человеческим организмом, когда стирается качественное отличие социального от биологического.
Французский социальный философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) утверждал, что условием, необходимым для превращения социологии в самостоятельную науку, является наличие особого предмета и соответствующего метода. Этим предметом он считал особую реальность, которой не занималась до сих пор ни одна из существующих наук. Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и т. п. фактам действительности, и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, толкая его на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты, которые рассматривал в качестве «вещей», на материальные (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселения и т. п.) и духовные (общее или коллективное сознание). Он обосновывал идею общественной солидарности, которой было посвящено, по существу, все его творчество. Его основные труды: «О разделении общественного труда» (1893 г.), «Правила социологического метода» (1895 г.), «Самоубийство: социологический этюд» (1897 г.). В первой из перечисленных работ он говорит об аномии как вынужденном труде, не регулируемом обществом или социальными ценностями. В дальнейшем он раскрывает сущность аномии как такого состояния общественного сознания, когда существовавшие социальные ценности, социальные нормы отрицаются, а новые общество еще не выработало. В «Самоубийстве» на основе вторичного анализа официальной статистики Дюркгейм раскрывает социальную сущность этого акта и его типы. Данная работа – второе после труда молодого Энгельса обобщение крупного социологического исследования, проведенного в XIX в.
Немецкий социальный философ и историк Макс Вебер (1864-1920 гг.), наряду с Марксом и Дюркгеймом, является самым выдающимся основателем социологии. Он считал, что наиболее важным в изучении общества является логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение. В историю возникновения и развития социологии Вебер вошел как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Он считал, что наука должна понимать и объяснять социальный процесс как совокупность действий людей, их стремлений и мотивов действий. Важное место в работах Вебера занимает проблема ценностей – моральных, политических, эстетических, религиозных и др., которые определяются исторической эпохой и направляют интересы людей, их социальные действия. В теории социального действия Вебер рассматривает соотношение эмпирического и теоретического уровней познания. При этом он выделяет идеальные типы социальных действий: целерациональное, ценностно–рациональное, аффективное и традиционное. Его учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Вебер в своих работах, важнейшими из которых являются «Протестантская этика и дух капитализма (1904-1905 гг.), «О категориях понимающей социологии» (1913 г.), «Хозяйство и общество», изданные после его смерти в 1921 г., сформулировал принципиальные положения не только общей социологии, но и политической социологии, экономической социологии и других социологических теорий.
Полезные статьи: